Все поисковые системы работают примерно по одному и тому же принципу. Разница в том, на какие элементы алгоритма делается упор. Если обобщить, то поисковые системы анализируют техническое состояние сайта и его контент, внешнее окружение сайта и поведенческий фактор. А дальше каждая поисковая система пытается найти свой рецепт выявления самого полезного сайта для пользователей. Яндекс, например, выделяет поведенческий фактор, а Гугл любит ссылочное окружение и возраст домена. Но в любом случае, оптимизировать сайт нужно по всем параметрам, так как алгоритм ранжирования учитывает все. Разберем подробнее, что же оценивают поисковые системы.
Техническая часть сайта.
Фактически поисковой системе глубоко плевать, как и на чем сделан ваш сайт. Но есть одно но! Сайт должен максимально быстро открываться и работать. Поэтому поисковые системы анализируют сайт на внутренние ошибки, оптимизацию под разные разрешения, работу мобильной версии сайта. Важна правильная и оптимизированная работа сервера. Еще одной важной деталью является качество заполнения метатегов и микроразметка.
Контент.
Самое главное на сайте. Кроме соответствия содержания ключевым запросам, анализируется качество и полезность контента, количество наглядных материалов, читабельность и ошибки. Даже размер букв текста и заголовков имеют значение. Одним из главных параметров является частотность ключевых запросов в тексте. Считается, Яндекс не любит количество вхождения ключевых слов больше 4%, а вот для Гугла можно сделать и 5% или чуть больше.
Юзабилити.
Навигация сайта и удобство расположение контента серьезно влияют на юзабилити, который в свою очередь влияет на поведенческий фактор. Как все это оценивают поисковые системы является загадкой (как и в принципе все, что связано с алгоритмами поисковых систем), и здесь нужно анализировать лидеров поиска и их решения.
Внешнее окружение.
Ссылочная масса делится на естественную и сеошную. Естественная ссылка передает часть веса сайта донора сайту акцептору (то есть вашему сайту). Качество и количество ссылок серьезно влияют на позиции сайта в Гугле и менее сильно в Яндексе (но это не значит, что ей можно пренебрегать). Теоретически можно рассчитать передаваемый вес и спрогнозировать количество ссылок для попадания в топ (раньше все так и делали), но сейчас это не работает в связи с увеличением факторов оценки сайта, ссылки и вообще. Точнее, вы сможете рассчитать количество ссылок для достижения определенных показателей ИКС Яндекса, но это никак не коррелируется с выдачей в поиске.
Отзывы, блоги, соцсети и экосистемы поисковых систем.
Нахождение сайта во всевозможных соцсетях, ведение групп и блогов, присутствие на отзовиках и в бизнес каталогах самих поисковиков влияет на выдачу, но насколько, никто вам не скажет. Здесь все индивидуально. Однако при прочих равных, выше будет сайт, у которого все это добро присутствует.
Поведенческий Фактор.
Прежде всего это CTR, то есть соотношение количества кликов относительно количества показо вашего сниппета в выдаче поисковика. Чем он выше, тем вы выше в выдаче и наоборот. (По большей части это история Яндекса, в Гугле ему не придается такое значение). И здесь мы возвращаемся к технической части, ведь сниппет составляется из метатегов и микроразметки. Соответственно чем качественнее все это заполненно, тем выше шансы для высокого CTR. Далее считается глубина просмотра вашего сайта и количество времени, проведенное на нем (есть и другие моменты, но мы рассматриваем основополагающие). И эти показатели напрямую зависят от навигации, юзабилити и контента!
В общем, все здесь взаимосвязанно и не получится подтянуть одно без другого. Хотя разница в приоритетах у Яндекса и Гугла может наложить определенные особенности в оптимизации сайта, но на практике ищется баланс для наилучшего вхождения и туда и туда.